Меню
«Чистые пруды» / «Тургеневская»
Сретенский бульвар, 6/1 стр. 2

Как помогают курсы ораторского мастерства. Интервью Александра Эпштейна

Вопрос, как выступать публично, актуален для многих. Каждому из нас приходится держать речь: кому-то на совещании перед советом директоров, а кому-то — на школьном собрании. Но и там, и там важно перебороть волнение, не впасть в ступор и достойно прозвучать.

Часто мы виним людей в том, что они неправильно нас поняли или не поняли вообще, забывая о том, что большая часть ответственности за это лежит на нас самих. Чётко сформулировать свою мысль, правильно расставить смысловые акценты — необходимые навыки в современном скоростном мире, где люди не готовы тратить время на расшифровку того, что вы говорите и имеете в виду.

Тренер по риторике Александр Эпштейн, основатель творческого объединения «Культура речи» и автор курса ораторского мастерства «Искусство речи», для которого учить других людей говорить красиво стало делом жизни, согласился рассказать порталу Практика.Ру про секреты ораторского мастерства.

Советы для ораторов

— Александр, как вы начали преподавать ораторское мастерство?

— Сначала я искал литературу по публичным выступлениям для себя. После вуза я работал ведущим мероприятий и ведущим на телевидении. Тогда мне сильно не хватало объяснений, чем хорошие выступления отличаются от плохих. В поисках ответа я покупал книги, смотрел фильмы и видеоуроки, перечитал все статьи в интернете. И понял, что качественной системы подготовки ораторов в России просто нет. Она до сих пор не сформировалась.

Интернет кишит странными приёмами и лайфхаками, часто противоречащими друг другу. «Секреты великих ораторов», «Двадцать лучших приёмов риторики», «Тайные технологии американских президентов». Если вы попробуете использовать эти популярные советы по публичным выступлениям, то поймёте, что большинство из них просто нельзя применить на практике! Они работают только на бумаге.

Ты забиваешь голову советами вроде «смотреть зрителю в левый глаз» или «держать уверенную позу оратора», а потом выходишь на сцену — и все якобы эффективные приёмы ораторского искусства за секунду вылетают из головы! Я через это проходил сам.

Или ещё хуже — ты начинаешь на практике использовать все эти комичные «позы оратора», заученные жесты и нелепые фразы. Получается не выступление, а набор штампов. Зритель это видит и хочет поскорее убежать из зала.

В какой-то момент я решил создать собственную школу ораторского мастерства. Через несколько лет поисков, проб и ошибок разработал свою систему подготовки к публичным выступлениям. А затем основал объединение «Культура речи», чтобы её преподавать в качестве тренера по риторике.     

Александр Эпштейн «Культура речи»

— В чём заключается ваша методика?

— Мы собрали знания из трёх дисциплин — театрального мастерства, психологии и журналистики.

В основе нашего курса ораторского мастерства лежит система Станиславского, с которой я познакомился ещё в Театральном институте им. Б.В.Щукина. Это учение применимо не только для театра, но и для ораторского искусства.

Система Станиславского — это не набор сценических приёмов, как принято ошибочно думать. Это технология работы над ролью и над собой. Актёр погружается в образ и режиссёрский замысел, чтобы понять, что он делает в конкретной сцене, ради чего он это делает и как сделать так, чтобы тебе поверили. Он задаёт серьёзные вопросы своему персонажу, то есть самому себе, анализирует мотивацию его поступков, переживает свою роль и проникается ей, и тем самым наполняет физическое действие психологическим содержанием. В этом процессе рождается жизненная правда, о которой так много говорил Константин Сергеевич.

Я убеждён, что найти жизненную правду — это главная задача и оратора тоже! Иначе ему не поверят, иначе он не сможет никого убедить. А мастерство оратора — это умение убеждать. Озвучивать слова сейчас умеет даже простейший компьютер. Искусство в том, чтобы влиять на людей, менять их идеи и взгляды, уметь заразить их своей правдой, попасть в сердце.

Тренер по ораторскому мастерству Александр Эпштейн о принципе «Больше фактов — меньше тезисов»

Психология для публичных выступлений

— Почему вы решили не ограничиваться системой Станиславского, но обратились также к психологии?

— В процессе подготовки учеников я увидел, как сильно им мешают психологические зажимы. Причины излишнего волнения, аффектов и ступоров не в недостаточной подготовке — они в голове, они родом из детства.

Ключ к победе над страхами надо искать в области психологии и психотерапии. «Лайфхаками» преодолеть волнение перед выступлением невозможно. Нужно «прорабатывать голову» — методично и последовательно.

Из сферы психологии мы взяли очень важную тему — манипуляции. Известно, что люди постоянно манипулируют — как другими людьми, так и собой. Иногда сознательно, но чаще всего бессознательно.

Так вот, в момент публичного выступления вылезают наши внутренние страхи, проблемы и манипуляции. Они вкрадываются в речь, меняют интонацию, делают наше поведение неестественным. Теряется правда. Теряется убедительность. Зритель чувствует фальшь, хотя причины не осознаёт.

Не всегда это понимает и спикер. Ему кажется, что он выступает очень красиво и выразительно. Но Станиславский в этот момент кричит «Не верю!»

В чём-то оратору даже сложнее, чем коллегам по театральному цеху. Актёр на сцене защищён — у него есть сцена, пьеса, диалоги. Оратор работает на широкую аудиторию и всегда находится в условиях импровизации. Он не может запрограммировать обстоятельства, он не ждёт прописанной реплики партнёра. Оратору, чтобы стать лидером мнений и быть уверенным, что его идеи поняли правильно, нужно научиться бороться с манипуляциями. Причём как со своими внутренними, так и с выпадами оппонентов.

Важная часть нашего курса — творческие пробы. После изучения теории ученики готовят монологи и выступают перед группой. Потом мы разбираем пробы, анализируем выступления. И это похоже как на подготовку профессиональных актеров, так и на сессию психотерапевта.

Вот выступает человек. У него хороший текст — правильная структура, интересная драматургия, есть замысел, завязка и конфликт. Поставленный голос. Но вдруг у него включается «внутренний манипулятор», вылезают страхи. В поведении появляется фальшь.

— Насколько важно уметь справляться с волнением?

— Волнение перед публичным выступлением — это нормально. Не нужно с ним пытаться управиться. Со своими страхами нужно работать постоянно, но бороться с ними в процессе общения — не просто бессмысленно, а вредно.

Естественное волнение перед публикой может работать как ваш козырь — оно добавляет речи искренности и вызывает доверие. Посмотрите речь Леонида Парфёнова на вручении премии Листьева. У него дрожит голос, пересыхает в горле, он сбивается с текста, но веришь каждому слову. Потому что в речи есть внутренняя правда — спикер сам верит в то, что говорит. Он искренний.

Что происходит, когда вы пытаетесь бороться с волнением на сцене, используя советы из интернета? Вы начинаете вести себя неестественно. Уходит правда, вы начинаете манипулировать собой и зрителем. Вы зажимаетесь.

Станиславский учил, что на сцене нужно не кривляться, а жить. Волнение — это естественная часть жизни.

Премия имени Владислава Листьева. Выступление Леонида Парфёнова (2010 год)

— Что вы позаимствовали из журналистики?

— Из журналистики мы взяли два основных навыка — анализ контекста и технику речи.

Анализ контекста — необходимый навык. Очень важная часть подготовки публичного выступления. Журналистов учат работать с фактами, анализировать детали, выявлять главное и отсеивать незначительное. Хороший журналист сначала составляет портрет читателя или зрителя, и только потом готовит материал. И это всегда материал не для абстрактной аудитории, а для конкретной. Если журналист берёт интервью, то сначала изучает гостя и тщательно штудирует тему будущего разговора. Посмотрите, как это делают мастера жанра — Владимир Познер, Юрий Дудь.

Почему-то считается, что для оратора анализ контекста — навык второстепенный, а главное — красиво размахивать руками и выразительно интонировать звонким голосом. Но посмотрите лучшие выступления на TED или речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда. Хочется пересматривать их снова и снова. И дело не в волшебной жестикуляции, чудесной интонации или красивом тембре. Просто они бьют в самое сердце. Потому что авторы речей провели большую работу и знают, о чём они говорят, и кому они это говорят.

В театре это называется «изучение предлагаемых обстоятельств» — кстати, один из важнейших элементов системы Станиславского.

Также из тележурналистики мы позаимствовали упражнения на технику речи и постановку голоса. Никакого велосипеда не изобретали — просто взяли технологию подготовки дикторов радио и телевидения.

Обучение оратора

Практика публичных выступлений

— В вашем курсе много практики. Что она из себя представляет?  

— У нас есть три вида практических занятий — этюды, упражнения и дебаты.

Речевые этюды наши ученики выполняют на каждом занятии, выступая в разных жанрах — монолога, импровизации или публичной дискуссии. Мы даём домашнее задание, задаём критерии оценки. Ученики дома готовят речь, а затем выступают. Мы даём обратную связь, разбираем сильные и слабые стороны выступления. Всё это записываем на видео и отправляем ученикам для просмотра и анализа.

Обязательная часть курса — упражнения на дикцию и артикуляцию, совершенствование голосового аппарата, на тембр и звучание. Знакомим учеников с основами дыхательной гимнастики Стрельниковой. Эта система популярна у телевизионных дикторов.

Искусство дебатов — итоговое упражнение курса. Это публичная дискуссия с заданным регламентом, в которой активно участвуют и тренеры «Культуры речи». В дебатах задействуются все навыки — умение выступать в жанре монолога, импровизировать, отвечать на провокационные вопросы, использовать манипулятивные приёмы и разрушать чужие манипуляции.

По итогам дискуссии проводится тайное голосование, где зрители и тренеры вместе определяют лучшего.

— Что людям дают навыки публичных выступлений?

— Я рассматриваю ораторское искусство не только в качестве практического навыка выступлений. Это ещё и особый метод самотерапии. Он помогает разобраться в себе, победить бессознательные страхи и комплексы. В том числе страх выступления перед публикой.

Чтобы вооружить людей ораторскими техниками, научить работе над собой, я и разработал курс ораторского мастерства «Искусство речи».

Становясь оратором, человек не только учится выступать публично. Он преодолевает ступор, обретает уверенность и получает у самого себя разрешение на искреннюю и открытую коммуникацию с миром. И это — самый главный результат.

 

Портал «Практика.ру»

Январь 2018 года.

Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.