Меню
«Чистые пруды» / «Тургеневская»
Сретенский бульвар, 6/1 стр. 2

Интервью с преподавателем школы «Культура речи» Анатолием Клименским

— Если кратко, то в чем суть Вашего обучения?

— В том, чтобы трудное сделать легким, легкое — красивым, красивое — прекрасным.

— Что это означает?

— Только одно — практическое освоение нашими слушателями навыков и умений речевого мастерства.

— И ничего больше?

— Больше ничего. В этом наше принципиальное отличие от большинства ораторских курсов, где обучение сводится к чтению пространных лекций о том, какой должна быть выразительная речь. У нас же активен не только преподаватель, но и слушатель. Главное в наших занятиях - это проба творческих сил ученика, его попытка выразить себя в слове - здесь, сегодня, сейчас. Именно так мы вместе идем к достижению конкретных, зримых, слышимых, ощутимых результатов.

— С какими проблемами приходится при этом сталкиваться?

— В повседневном общении большинства мы можем наблюдать огромное количество речевых несовершенств. К сожалению, речь осваивается людьми спонтанно, и они привыкают говорить, как придется. Но проблема в том, что обиходная речь не может транслировать все необходимые человеку смыслы. Мешают эти самые несовершенства.

— Речь идет только о физических несовершенствах?

— Конечно, нет. В речевом поведении каждого из нас так или иначе участвует все, что составляет нашу индивидуальность — от особенностей внешнего облика до свойственного нам способа мыслить и чувствовать. И для того, чтобы все элементы речевого поведения работали не как-нибудь, а слаженно и продуктивно, необходимо умение этой работой управлять. Это и есть то, что мы называем мастерством устной речи.

— То есть речь идет о практическом освоении своего рода приемов?

— Именно так.

— Эти приёмы можно как-то описать?

— Можно. Хотя в каждом конкретном речевом акте они как бы сцементированы и практически от этого акта неотделимы. Однако наша методика дает возможность их последовательного и сознательного освоения. Для этого мы делим их на три основные группы.
Во-первых, это приёмы, организующие физическую сторону речи — звучание голоса, дикцию, произношение, темп и ритм речи, её манеру, тон и стиль, — то есть всё, что определяет её внешнюю выразительность.
Во-вторых, это приёмы, способствующие управлению психикой в ходе речевого акта. Очень многие люди просто не владеют собой в ситуациях словесного общения — не управляют своими эмоциями, не умеют верно оценить коммуникативную ситуацию, не могут оперативно реагировать на возникающие в ней изменения.
В-третьих, это приёмы, формирующие содержательную сторону речи. Речевая коммуникация не будет эффективной, если человек не знает, что ему говорить, не владеет предметом, который он освещает, не может грамотно выстроить своё высказывание об этом предмете.

— А в чём общая направленность ваших педагогических усилий?

— В том, что мы даем возможность нашим слушателям не только усвоить общеизвестные приемы речевого мастерства, но и помогаем каждому из них находить свои собственные средства его совершенствования. Можно сказать, что мы вооружаем ученика инструментарием работы над собой с учётом особенностей его личности.

— Ставка на творческую практику — это ваша принципиальная позиция?

— Да. Творческая практика — это не только условие, но и залог успеха. Очень многие наши слушатели в короткий срок достигали совершенно поразительных результатов. Бывает, приходит человек абсолютно косноязычный, закомплексованный, не способный связать двух слов. Проходит время и вдруг обнаруживается, что его не только слушают, но и слышат, что его хотят слушать, что его выступления имеют успех. Более того, выясняется, что у этого человека — неисчерпаемый потенциал самосовершенствования. Но ведь это и есть наша главная задача: пробудить в человеке его веру в себя и его желание работать над собой.

— Речевое мастерство — применимо ли оно в повседневной жизни?

— Вне всякого сомнения. Ведь мы живые существа, обладающие разумом; мы живем не только в мире вещей, но и в том, что можно назвать полем смыслов. И тот, кто своими высказываниями это поле смыслов обогащает, тот и молодец.

— Может ли каждый овладеть этим мастерством в полной мере?

— Мы не берём на себя смелость раскрыть тайну, почему, к примеру, один может нарисовать картину как Рембрандт, а другой нет. Но что касается речевого мастерства, то наш опыт свидетельствует — практически любой человек может достичь в этом весьма убедительных результатов. Важно, чтобы этот человек понимал, что речь — это часть его личности, над которой надо непрерывно работать, которая требует непрерывного оттачивания, непрерывного совершенствования. Только на этом пути возможен успех.

— Что это значит — говорить с успехом?

— Это значит говорить так, чтобы твоё высказывание воспринималось как убедительное и яркое доказательство истины.

Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Оставить заявку
Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашейПолитикой конфиденциальности.
Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.